+7 495 740 56 99
+7 926 595 50 61

Автомобильные масла • Антифриз • Тосол • Аккумуляторы автомобильные • Незамерзающая жидкость

Классификация вязкости SAE



Для смазок внутренних деталей двигателей важным параметром является вязкость, и в качестве основы все заинтересованные организации в мире используют градацию, разработанную Обществом инженеров автомобильной промышленности (SAE). С момента ее принятия в 1920 г. она была неоднократно изменена и дополнена. Сегодня общепринятой в международном масштабе стала классификация SAE J300 (табл.1). В последней редакции от декабря 1999 г. (SAE J300 DEC99), которая с 1 июня 2001 г. полностью вступила в свои права, она подразделяет моторные масла на:
 
шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W) классов;
пять летних (20, 30, 40, 50 и 60) классов;
всесезонные масла.

Всесезонные масла обозначают сдвоенным номером, один из которых соответствует зимнему,а другой – летнему классу: например, SAE 0W-30, 5W-40, 10W-40, 20W-50 и т.п. Классификация SAE J300 DEC99 для зимних масел устанавливает максимальные значения динамической вязкости проворачивания и прокачивания при низких температурах и минимальные значения кинематической вязкости при 100°С (табл.1).
Для летних масел установлены пределы (мин. и макс.) кинематической вязкости при 100 °С и минимальные значения динамической вязкости при высокой скорости сдвига и температуре 150°С. Выбор значения скорости сдвига зависит от метода испытания.

Всесезонные масла классифицируются по набору следующих требований:
максимальные значения динамической вязкости проворачивания и прокачивания при низких температурах (используются лимиты для зимних масел W); максимальное и минимальное значение кинематической вязкости при 100°С и минимальная вязкость при высокой скорости сдвига и температуре 150 °С (используются значения для соответствующих классов летних масел).
По спецификации SAE J300 вязкости масел определяются при условиях, близких к реальным. Таким образом, степень вязкости SAE помогает определить диапазон температуры окружающей среды, при котором масло обеспечит нормальную работу двигателя: проворачивание масла стартером, прокачивание его насосом по смазочной системе при холодном пуске и надежное смазывание летом при длительной работе в режиме максимальных скоростей и нагрузок.

Показатели низкотемпературной вязкости масла:
максимальная допустимая вязкость масла при запуске холодного двигателя, обеспечивающая проворачиваемость коленчатого вала со скоростью, необходимой для успешного запуска двигателя.

Классификация моторных масел по SAE J300 DEC99

Классификация масел по SAE

Примечания:

Все значения являются предельными по определению ASTM D3244 (Section 3)
1. Вязкость измеряется по методу ASTM D 5293 на вискозиметре CCS.
2. Вязкость измеряется по методу ASTM D 4684 на вискозиметре MRV; напряжение сдвига не допускается при любом значении вязкости.
3. Вязкость измеряется по методу ASTM D 445 на капиллярном вискозиметре.
4. Вязкость измеряется по методам ASTM D 4683 или CEC L-36-A-90 (ASTM D4741 и ASTM D5481) на коническом имитаторе подшипника.

Прокачиваемость масла определяется как наименьшая температура, при которой вязкость не превышает определенной величины (60 000 мПа с), обеспечивающей прокачивание по масляной системе.

В качестве дополнительной информации о низкотемпературной вязкости при создании нового масла или при изменении рецептуры SAE рекомендует определять некоторые новые характеристики: температуру прокачиваемости по методу ASTM D 3829 вязкость при низкой температуре и низкой скорости сдвига (тенденцию к желеобразованию или индекс желатинизации) на сканирующем вискозиметре Брукфильда по методу ASTM D 5133 фильтруемость моторных масел при низкой температуре, которая показывает тенденцию образования твердых парафинов или других неоднородностей, способных к закупориванию масляного фильтра.

Максимальная низкотемпературная вязкость проворачиваемости определяется на имитаторе запуска холодного двигателя (CCS) по стандарту ASTM D5293 и измеряется в сантипуазах (мПа с). Установлено, что от этой вязкости зависит число оборотов коленчатого вала двигателя во время "зимнего пуска".

Вязкость прокачиваемости определяется по стандарту ASTM D4684 и характеризует возможность притока масла в масляный насос и создания нужного давления в системе смазки при запуске двигателя. Определение вязкости прокачиваемости было введено после того, как было замечено, что некоторые масла (SAE 10W-30 и SAE 10W-40) после пребывания определенного времени (более 24 часов) при низкой температуре, теряют текучесть и становятся желеобразными.

Показатели высокотемпературной вязкости моторных масел оцениваются на основе следующих значений: минимальной и максимальной вязкости масла (мм2/с) при температуре 100°С (по стандарту ASTM D 445); минимальной вязкости при температуре 150°С и высокой скорости сдвига (106/с-1) (метод ASTM D 4683 или, в Европе, метод СЕС L-36-А-90). При эксплуатации двигателя особенно важна высокотемпературная вязкость при большой скорости сдвига, которая показывает поведение масла в наиболее нагруженных узлах трения двигателя: в подшипниках коленчатого и распределительного валов, кривошипно-шатунного механизма и т.д.



Petro-Canada : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Chevron : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Texaco : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Mobil USA : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Mobil : моторные масла, трансмиссионные масла.   |  Q8Oils : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Kixx, GS Oil : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Esso : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Mopar : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Motorcraft : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Honda : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Toyota : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Mitsubishi : Моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Subaru : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Mazda : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  Nissan : трансмиссионное масло, моторное масло.   |  Idemitsu : моторное масло, трансмиссионное масло.   |  JX Nippon Oil & Energy Corporation   |  Классификация масел по API   |  Классификация вязкости SAE   |  Классификация масел по ACEA   |  Японские стандарт ILSAC   |  Классификация CCMC   |  Классификация смазок по NLGI   |  Допуски масел и спецификации производителей   |  Словарь терминов   |  Техника обращения со смазочными материалами   |  Ответы на часто задаваемые вопросы   |