+7 495 740 56 99
+7 926 595 50 61

Автомобильные масла • Антифриз • Тосол • Аккумуляторы автомобильные • Незамерзающая жидкость

Словарь терминов • Литера - П

Словарь терминов: масла автомобильные. www.optr.ru



А  |  Б   В  |  Г  |  Д  |  З  |  И  |  К  |  Л   М  |  Н   О  |  П  |  Р   С   Т  |  У   Ф  |  Ц   Щ  |  Э


П

Парафиновые масла - типы масляных основ, имеющие высокий молекулярный вес и содержащие мазутные парафины.

Пасты - сочетания твердых смазочных веществ с маслом для облегчения нанесения тонкой смазочной пленки.

Пограничная смазка - смазка, характеризующаяся частичным непосредственным контактом между двумя металлическими поверхностями либо частичным разделением их слоем масляной пленки. При таком виде смазки может наблюдаться повышенный износ деталей из-за «сухого трения». В некоторые смазочные материалы специально добавляются специальные присадки, которые понижают трение и задир, образуя на металлической поверхности пленку. Существует несколько степеней смазки при граничном режиме, и для всех них свои типы присадок. При незначительном граничном трении могут использоваться Присадки, улучшающие смазочные свойства. Это полярные вещества, растворимые в масле и имеющие очень высокую степень сродства с металлическими поверхностями. Присадки, улучшающие смазочные свойства, осаждаются на поверхности, образуя тонкую, но прочную пленку, и обеспечивают защиту в тех эксплуатационных условиях, слишком тяжелых для применения минерального масла без присадок. Кроме этого для подобных целей используют компаундированные масла, которые содержат полярные жирные масла. Другой класс смазочных материалов, используемых в условиях граничной смазки, - это те, которые содержат противоизносные присадки. Такие вещества, обычно представляющие собой соединения цинка и фосфора, снижают износ металлических поверхностей (в отличие от предотвращения задира). Высококачественные масла обязательно содержат противоизносные присадки для того, чтобы обеспечивать защиту тяжело нагруженных узлов современных моделей двигателей, например клапанного механизма. Наиболее тяжелые условия граничного трения называют условиями предельно повышенногодавления (ЕР) либо повышенной опасности задира. Для работы в таких условиях рекомендуются смазочные материалы, которые содержат противозадирные присадки (маркируемые «ЕР»). При умеренно тяжелых условиях повышенного удельного давления, например, в некоторых видах червячных передач или оборудовании с шоковыми нагрузками, могут применяться менее эффективные присадки ЕР, в том числе сульфированное жирное масло. При более экстремальных условиях задира, которые, например, присутствуют в большинстве типов промышленных редукторов, используется более эффективный пакет присадок ЕР. При наиболее тяжелых условиях экстремально высокого давления, например, в автомобильных гипоидных передачах, а также многих прокатных станах, необходимо применять более химически активные присадки ЕР, содержащие серу, хлор и/или фосфор. При очень высоких температурах и непосредственном контакте металлических поверхностей эти вещества химически соединяются с металлами и образуют поверхностную пленку. Она не только эффективно снижает трение, но также предотвращает сваривание неровных поверхностей (выступающих точек) и, соответственно, задир, который приводит к разрушению скользящих деталей.

Пенетрация - показывает мягкость или твердость консистентной смазки. Представляет собой глубину проникновения (пенетрации) стандартного конуса в образец смазки. (Чем выше пенетрация, тем мягче смазка.)

Петля обратной вентиляции
(EGR система) - способ управления составом выхлопных газов возвращением их в камеру сгорания для сжигания оставшихся углеводородов.

Пластичный смазочный материал - смесь масла и загустителя для образования твердой или полутвердой смазки.

Плотность 
- вес смазочного средства в граммах на см3 (мл) при 20°C.

Полиальфаолефин - синтетический углеводород с определенной молекулярной структурой. Его характеристики при низких температурах, при высоких температурах и зависимость вязкости от изменений температуры лучше, чем у минерального масла.

Полусинтетические масла - (частично синетические) масла - смесь двух баз: от 70 до 80%-ой минеральной базы и от 20 до 30%-ой синтетической.

Прерывистое перемещение - остановки и рывки при относительном движении двух скользящих поверхностей, вызванные разницей в коэффициенте трения между гидродинамической и граничной смазкой.

Приработка - поверхностные неровности новых скользящих поверхностей изменяются (сглаживаются) во время периода приработки.

Присадки - вещества, добавляемые к смазкам в малых количествах для улучшения их характеристик.

Противозадирная присадка ЕР - присадка для повышения способности масла противостоять воздействию экстремально высокого давления, предотвращающая задир (см. Пограничная смазка).

Противоизносная присадка - присадка, снижающая износ, вызываемый непосредственным контактом металлических поверхностей, который возникает в условиях пограничной смазки (например, при вождении с частыми остановками, колебательном движении). В стандартных условиях эксплуатации эта присадка вступает в химическую реакцию и образует пленку на металлической поверхности.

ПУАЗ - единица абсолютной вязкости системы СГС: это напряжение сдвига (измеряемое в динах на квадратный сантиметр), необходимое для перемещения одного слоя жидкости относительно другого при общей толщине слоев в один сантиметр со скоростью сдвига один сантиметр в секунду. Она измеряется в дина-сек./см2. САНТИПУАЗ (сП) - это 1/100 пуаза и наиболее широко применяемая единица абсолютной вязкости. Тогда как обычные измерения вязкости зависят от силы гравитации, действующей на жидкость для сдвига ее слоя, результаты такого измерения могут быть искажены разницей в плотности жидкостей. Абсолютная вязкость не зависит от плотности и напрямую связана с сопротивляемостью жидкости течению (см. также Вязкость).